Рабочая программа воспитания школы 2021-2026годы

Карачаево-Черкесская Республика
Зеленчукский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа х. Ново-Исправненского»
Принято на заседании
Педагогического совета
МКОУ «СОШ х. НовоИсправненского»
Протокол № 9
От 09.06.2021г.

Согласовано с
Управляющим Советом
МКОУ «СОШ х. НовоИсправненского»
Протокол №5
От 12.06.2021г.

Утверждено:
Директор МКОУ «СОШ х.
Ново-Исправненского»
_______ П.Ю.Котлярова
Приказ №36
От 12.06.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
на 2021-2026 гг.

Авторы-составители:
А.Д.Ганюта-педагог-организатор,
А.С.Ларина-зам. директора поУВР,
Л.Н.Кальчук-руководитель
МО учителей начальных классов.

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая
программа
воспитания
муниципального
казённого
общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы
х. Ново-Исправненского» (далее - Программа) разработана в соответствии с
методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Одним из результатов
реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной
школы личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники
(учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог
дополнительного образования, и т.п.) могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать
школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у
них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы
мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с
обучающимися. Программа воспитания МКОУ «СОШ х. НовоИсправненского» включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания:
информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального
окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на
обучающихся, особенностях контингента обучающихся, оригинальных
воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и
традициях воспитания.

2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит
решать для достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных
цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных
и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из
поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы.
-Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный урок» «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования», «Наследие», «Работа с родителями» «Детское самоуправление»
«Профориентация».
-Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские
объединения», «Школьные Медиа», «Организация предметно-эстетической
среды», «Социальные практики», «Здоровьесбережение и безопасность
жизнедеятельности».
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность
педагогических работников МКОУ «СОШ х.Ново-Исправненского» в рамках
комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной
образовательной программы начального и основного общего образования.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в
котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ
организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень
основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его
критерии и способы его осуществления. К Программе воспитания прилагается
ежегодный календарный план воспитательной работы. Программа воспитания
не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не
документ, а педагогический работник - своими действиями, словами,
отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам МОУ «СОШ
х.Ново-Исправненского» скоординировать свои усилия, направленные на
воспитание младших и старших школьников.

I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Специфика расположения школы.
Здание МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» расположено по адресу:
Карачаево-Черкесская
республика,
Зеленчукский
район,
х.
НовоИсправненский, ул.Октяьрьская № 56.
МКОУ
«СОШ
х.
Ново-Исправненского»
является
средней
общеобразовательной школой. Численность обучающихся на 1 сентября 2021
года составляет 48 человек, численность педагогического коллектива – 15
человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования:
начальное общее образование, основное общее образование.
МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» (далее – школа) – это сельская
школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств. Качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не могут не
вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются
и положительные стороны.
На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность
национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное
отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда
относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к
людям труда, взаимопомощь.
Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением,
использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно
формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций,
пронизывающих систему отношений между жителями.
В школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска
стимулирует активность учащихся и учителей. В нашей школе имеются
особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной
деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших,
так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного
возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,
учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом Культуры х. НовоИсправненского», Администрацией Исправненского сельского поселения, ПДН
ОВД Зеленчукского района, с Центром занятости по Зеленчукскому району.
Принимаем
участие
в
муниципальных
конкурсах
и
мероприятиях. Начали принимать участие в проектах Российского движения
школьников.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:

1. Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе.
2. Ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
3. Реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу.
4. Организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
1. Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов.
2. Коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников.
3. Создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора).
4. Ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление
в
них
доброжелательных
и
товарищеских
взаимоотношений.
5. Явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек).
Общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников,
проявляющаяся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е.
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям
школьников
позволяет
выделить
в
ней
следующие целевые приоритеты,
соответствующие
уровням
общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
уровне основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру.
В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе.
2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы.
3. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности.
4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися.
5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ.
6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций.
7. Организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал.
8. Организовывать профориентационную работу со школьниками.
9. Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал.
10. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности.
11. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
12. Организовать участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом
13. Формировать ответственное отношение учащихся к общественным
ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта
поведения в соответствии с этими ценностями в школе через организацию
работы школьного музея.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

III. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Вариативные модули.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность
гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится
продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и
представителей
социума,
их
гражданственность,
инициативность,
ответственность, коллективизм, целеустремленность.
Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры,
привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего
села – важнейший приоритет воспитательной системы школы.

Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных,
разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в
рамках гуманистической воспитательной системы «Школа – социокультурный
центр села».
Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые
общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
-Социальные проекты.
-Спортивные состязания: соревнования по футболу, по теннису, баскетболу,
легкоатлетический кросс, пулевая стрельба.
-Акции: «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Георгиевская ленточка»,
«Обелиск» и т.д.
-Праздники: «День села», Конкурс патриотической песни, «Новый год» и т.д.
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
ключевые дела адаптированы применительно к нашей сельской школе и
направлены на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной,
социально активной, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе,
трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее.
Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом.
За этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села,
ориентированная на достижение цели на основе совместных усилий семьи,
школы, социума в целом.
На школьном уровне:
Наши праздники - это торжественные эмоционально-окрашенные
подведением некоторых итогов школьных долгосрочных социально-значимых
проектов.
В целом эта система Ключевых дел направлена на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы,
неразрывность с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников:
-Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День
самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества»,
а также мероприятия связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы.
-День Учителя.
-День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный
процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе
и т.п.).
-Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники,
Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.
-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики,
физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных
классов).

-Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей:





«Посвящение в первоклассники».
«Посвящение в пятиклассники».
«Первый звонок».
«Последний звонок».

-Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-Еженедельные общешкольные линейки (по вторникам) с вручением грамот и
благодарностей.
-Награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также
классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы».
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:




выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:





вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных
за
костюмы
и
оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;





наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Детские общественные объединения».
Действующее на базе школы детское общественное движение «Бригантина» –
это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МКОУ «СОШ
х. Ново-Исправненского», созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Детское
общественное
движение
школьников

Российское
движение
школьников

Волонтёрское
школьное
движение

Спортивный
клуб
«Олимпийцы»
СОВЕТ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Отряд

Отряд
«Добровольцы
России»
5-7 класс

«Юные
волонтёры»
1-4 класс

«Юный
пожарный»
Отряд
«Эколята»

Основная цель модуля «Ученическое самоуправление» в МКОУ «СОШ х.
Ново-Исправненского» заключается в создании условий для выявления,
поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия
совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся
школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую
деятельность.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
"Об общественных объединениях" (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:








организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с Домом
Культуры по проведению культурно- развлекательных мероприятий;
участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.п);
мероприятия, реализующие идею популяризации деятельности детского
общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении;
участие членов детского общественного движения в волонтерском
школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и
социального окружения в целом.

Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в
различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения,
совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную
ответственность за свои решения и поступки.
Высшим органом школьного самоуправления является Совет ученического
самоуправления школы, состоящий из представителей ученического
коллектива. Структура ученического самоуправления школы имеет несколько
уровней. Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом
ученическом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся
возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации
различных социальных ролей в процессе разработки плана классных дел,
подготовки и организации разнообразных событий класса.
Оценка
деятельности
классного
ученического
самоуправления
осуществляется в рамках конкурса «Лучший класс», который проходит в
течение всего учебного года.
Оценка деятельности органов самоуправления каждого классного сообщества
осуществляется лидерами активистами Совета школьного ученического

самоуправления педагогом-организатором и заместителем директора по
учебно-воспитательной работе. Уровень
общешкольного коллектива
предполагает
получение
обучающимися
опыта
самостоятельного
общественного действия. Главным органом данного уровня самоуправления
является Совет школьного ученического самоуправления, который состоит из
лидеров всех секторов управления: сектор спорта, лидерский, чистоты и
порядка, медиасектор и организаторский.
При организации общешкольного уровня самоуправления решаются
следующие задачи: планирование, организация и анализ общешкольных
мероприятий и культурно-образовательных событий; разработка и внедрение
инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов;
управление социально ориентированной деятельности школы; создание и
укрепление общешкольных традиций.
Содержание деятельности органов школьного ученического самоуправления
разного уровня находит отражение в плане воспитательной работы. Например,
к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на разных уровнях
самоуправления, относятся: организация встреч с интересными людьми,
школьных конференций, поддержание порядка и чистоты в учебных классах,
школе, проведение спартакиад, интеллектуально-спортивных конкурсов,
праздников, творческих конкурсов и встреч, выставок.
Реализация проекта по благоустройству и оформлению дизайна школьных
помещений, проведение социальных акций «Делай добро», «Помоги другу» и
др.
3.3. Модуль «Школьные Медиа».
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
−
информационно-техническая
поддержка
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
мероприятий.
3.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:


оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить













хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование
во
дворе
школы
спортивных
и
игровых
площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных
зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
событийное оформление пространства при проведении конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения,
элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний,
ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы
знаковых событий;
акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.5. Модуль «Социальные практики».
Социальная практика вводится с целью:
-создания условий для осознанного выбора образовательных траекторий
учеников;
-создания условий для формирования у учащихся уникальльных актов
действия, таких как «ответственность», «решение», «выбор», «понимание»;
-создание условий для получения навыка социальной компетентности, большой
открытости реалиям мира, умственного и нравственного воспитания.
Социальная практика представляет собой деятельность, направленная
на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной
модели социального поведения, получение опыта социального действия.
Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные
задачи социализации: формировать свою
Я- концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых.

В рамках проектов учащиеся оказывают помощь пожилым людям,
участвуют в работе пропаганды по дорожной и пожарной безопасности в
детском дошкольном образовательном учреждении микрорайона, а также среди
прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в приютах и др.
Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная
активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие
в улучшении социальной ситуации в местном сообществе, положительные
изменения в сознании детей и повышение уровня их общей культуры, а также
формирование навыков коллективной работы по реализации собственными
силами реально социально полезного дела.

3.6. Модуль «Здоровьесбережение и
безопасность жизнедеятельности» (пожарная
безопасность,
дорожная
безопасность,
информационная
безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика
распространения инфекционных заболеваний).
Модуль реализуется через систему классных часов, общешкольных
мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан
перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в и
индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого в образовательной
организации используются следующие формы работы:
− «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования
толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
−беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
− Реализация программ дополнительного образования направленных на
формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение
представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в
соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании,
необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами, о
рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
−Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
−Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие
личности и способствующие совершению им правонарушений.
−Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и
патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
−Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления
проблем.

−Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка,
уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
−Организация психокоррекционной работы.
− Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в
вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной
безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового
образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников
является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного
процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников
младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
Инвариантные модули.
3.7. Модуль «Классное руководство».
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного
ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:








инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении
и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности и т.д.), позволяющие с
одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями
и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и

розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса; выработка совместно со школьниками законов класса,
помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они
должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:








Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями.
Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем
в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в
начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися
класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:







регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:










регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
организация родительских собраний,
происходящих в
режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
создание
и
организация
работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.8. Модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
− установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
− использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках;

дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и
обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям,
отношениям и опыту перейти в социально значимые виды
самостоятельной деятельности.
Модуль 3.9. «Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-создание в детских объединениях традиций, задающих
определенные социально значимые формы поведения;

их

членам

-поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
-поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных
школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
Художественное творчество.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,

воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых («Школьный спортивный клуб «Олимпийцы»).
Трудовая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у
них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
3.10. Модуль «Наследие» (региональный компонент).
В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан России к
истории своего народа, желания самоопределиться в этническом пространстве
возросла роль школы в подготовке подрастающего поколения, восприимчивого
к многообразию человеческих проявлений и готового к толерантному
межэтническому общению. В связи с этим, реализация регионального
компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно
влияющим на социализацию личности ребенка. Именно в нём гарантия
подлинной
демократизации
и
гумманизации
школы,
личностноориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности
в целом.
Если ребенок знает историю своей станицы, республики, интересуется, чем
она живёт сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он
вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой,
великой страны под названием – Россия. Воспитание эмоциональноценностного отношения к традиционной культуре народов, проживающих на
территории КЧР, развитие их творческого потенциала, толерантности в
условиях многонациональной среды реализуется через:
-изучение курса ОРКСЭ в 4 классах;
-введение в учебный план школы уроков родного языка и литературы (русский,
карачаевский) в 1-9 классах;
-экскурсии;
-воспитательные мероприятия классного и общешкольного уровня.
3.11. Модуль «Самоуправление».
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции
педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
-через деятельность выборного Совета старшеклассников школы (далее ССШ),
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных
делах и призванных координировать его работу с работой ССШ и классных
руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
-через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе.
3.12. Модуль «Профориентация».
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности.






циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;

экскурсии
на предприятия,
дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;







посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования;
участие
в
работе всероссийских
профориентационных проектов,
созданных в сети интернет;
освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной
деятельности.

3.13. Модуль «Работа с родителями».
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:








Общешкольный родительский комитет,
участвующий в
управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе
которого
родители
получают
рекомендации классных
руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные
новости.

На индивидуальном уровне:






обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, Советом ученического самоуправления, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

Список используемой литературы.
1.
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики
воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник
научных
трудов
международной
научно-практической
конференции
«Образовательное пространство в информационную эпоху» (International
conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) /

Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
2.
Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного
процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В.
// Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития
Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ,
2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3.
Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы
для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4.
Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М.
Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5.
Родичев
Н.
Ф.
Формирование
профессионального
самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н.
Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы
и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д.
Поду
6.
Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В.
Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76.
(ВАК).
7.
Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании
российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная
идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства,
гражданственности,
патриотизма:
сборник
материалов
по
итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.:
Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С.
228-236
ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули):
Сборник
/Составители Н. Л. Селиванова,
П. В. Степанов,
В. В. Круглов,
И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2020.
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»,
2020.
© Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Круглов В.В., Парфенова И.С., Степанова И.В.,
Черкашин Е.О.,
Шустова И.Ю.
© Авторы модулей, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».