Публикации о подготовке к введению обновленных ФГОС НОО и ООО

16.05.2022

Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Примерные рабочие программы: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам

Изменения в новых ФГОС HOO и ООО

Утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 №  286 и №  287). В новые ФГОС HOO и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.

Вариативность

Новые стандарты HOO и ООО требуют, чтобы содержание ООП HOO и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый

— в структуре программ HOO и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй — школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ — школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

Планируемые результаты

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП HOO и ООО — личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС HOO конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ

— «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описали  предметные  результаты  для  учебного  предмета

«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном  изучении  некоторых  дисциплин. Это  учебные  предметы

«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».

Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.


Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.Хочу такой сайт

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

         гражданско-патриотическое;

         духовно-нравственное;

       •         эстетическое;

         физическое      воспитание,      формирование     культуры     здоровья     и эмоционального благополучия;

         трудовое;

       •         экологическое;

         ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

         овладение  универсальными учебными  познавательными действиями базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

         овладение универсальными учебными коммуникативными действиями общение, совместная деятельность;

         овладение   универсальными   учебными   регулятивными   действиями самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых — каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», — это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора — проконтролировать качество обучения.

                          Пояснительная записка к ООП

Раньше содержание пояснительной записки было разным для HOO и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне HOO указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП HOO и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».