Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО)
Описание образовательной программы
Аннотация к ООП НОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского»
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» разработана с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе анализа деятельности МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» с учетом возможностей учебно-методического комплекта «Школа России».
Основная образовательная программа формировалась с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей
деятельности ребёнка;
-
с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
-
с освоением новой социальной позиции, расширением
сферы взаимодействия ребёнка
с окружающим миром,
развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли
ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
-
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
-
с моральным развитием, которое существенным образом
связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Это:
-
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития
личности;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
-
единство федерального культурного и образовательного
пространства, защита и развитие системой
образования национальных культур,
региональных культурных
традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-
общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников;
-
обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации, творческого развития;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения
картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной,
религиозной и социальной принадлежности.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» направлена на удовлетворение потребностей:
- обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие
познавательных и творческих возможностей личности;
-
общества и государства — в реализации программ
развития личности, направленных на
формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений,
которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.
Такой подход позволит реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно- образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником уровня начального общего образования целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» относятся:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты
— освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Разработанная МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
· достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе одарённых детей,
через систему клубов,
секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной
практики, с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
Идеологической основой ООП НОО
МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского»
является
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой является дидактическая система деятельностного метода, синтезирующая на основе методологического системно- деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой.
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в «Школа России» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.).
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел - определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
-
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования;
-
программы отдельных учебных
предметов и курсов
внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования;
-
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
-
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-
учебный план начального общего образования;
-
план внеурочной деятельности;
-
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основными задачами образовательного процесса на уровне начального общего образования в МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» являются:
1.
Создание условий для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной
деятельности.
2.
Создание условий для развития и воспитания личности
младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.
Обеспечение условиями для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
4. Развитие коммуникативных качеств личности школьника.
5.
Способствование совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий
обучающихся.
6. Ввод в образовательный процесс разных видов детского творчества (техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность).
7.
Приобщение детей к краеведческим знаниям
и национальной художественной культуре.
Итогом освоения ООП НОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» является достижение как уровня элементарной грамотности (базовый образовательный стандарт), так и повышенного уровня. Достижение уровня элементарной грамотности характеризуется овладением элементарными средствами образовательной деятельности: чтением, письмом, счётом.
Под овладением подразумевается знание правил и умение применять их в образовательной деятельности. Повышенный уровень определяется способностью обучающихся к самостоятельному использованию освоенных средств и методов познавательной деятельности для решения учебных задач творческого характера.
Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.
Модель выпускника начальной школы
Образ выпускника начальной школы представляет собой набор показателей по четырем блокам: здоровье и здоровый образ жизни; психическое развитие; уровень обученности; уровень воспитанности.
1.
Здоровье, здоровый образ жизни:
-
умение ценить и сохранять свое здоровье;
-
владеть способами и приемами стрессоустойчивости.
2. Психическое развитие:
-
развитие познавательной сферы: осознанное желание
учиться, способность к самообразовательной деятельности; системно-аналитический уровень мышления; наличие выраженных специальных способностей;
-
развитие эмоциональной сферы: воспитанная культура
чувств (умение подавлять
негативные, ненужные эмоции высшими положительными, моральными, эстетическими, интеллектуальными чувствами);
эстетическая направленность;
-
развитие личностной сферы: потребность в рефлексии, самосовершенствовании, самореализации, самоопределении, самоактуализации.
3.
Уровень обученности:
-
наличие точных, осознанных, системных обобщенных фундаментальных теоретических основ наук на уровне программы лицея; осознание
целостной картины мира;
-
в области учебно-интеллектуальных знаний,
умений и навыков:
-
умение обобщать; умение систематизировать, т.е.
располагать классы предметов
или явлений в определенном порядке
в соответствии с существующими между этими классами
взаимосвязями);
-
умение выбрать метод
решения, доказательства, проверки;
-
умение находить ассоциации и пользоваться ими;
-
в области учебно-организационных знаний,умений и навыков:
-
умение самостоятельно планировать задачи учебной деятельности;
-
умение планировать текущую
и перспективную учебную
работу;
-умение осуществлять самоанализ деятельности;
-
в области поисково-информационных знании,
умений и навыков:
-
владение навыками извлечения информации из разных источников;
-
умение пользоваться справочно-библиографической системой библиотек.
4. Уровень воспитанности:
-
понимание гармонического сочетания общественных и личных
интересов;
-
способность к реализации возможностей личности;
-
осознание интернационализма как сочетания
национального самосознания и достоинства с уважением к национальному достоинству других народов;
-
понимание культуры семейных
отношений;
-
уважительное отношение к любому общественно значимому труду и к его результатам;
-
следование требованиям эстетических норм в повседневной жизни;
- реализация социальных ценностей в поведении и поступках;
-
достижение поставленных целей ценою энергичной
внутренней работы, настойчивости, твердости воли, умения бороться
с препятствиями, наслаждения успехами;
-
твердый характер в соединении с нравственными
принципами, обладающими
предприимчивостью, способностью к инициативе;
настойчивостью, выдержкой, последовательностью в действиях. Совокупность всех показателей дает здоровую (физически, психически,
нравственно), высокоинтеллектуальную,
свободно развитую личность, способную к самореализации.