Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО)
Описание образовательной программы
Аннотация к ООП СОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского»
Цели реализации, принципы и подходы
к формированию ООП СОО и состав участников образовательного процесса
Основная образовательная программа среднего общего
образования МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), на основе Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования.
ООП СОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» представляет
собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
школы. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения
жизнедеятельности, функционирования и развития МКОУ «СОШ х.
Ново-Исправненского».
ООП СОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» определяет
содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего
общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственного,
гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития
обучающихся, на их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение
и укрепление здоровья учащихся.
Цели и задачи реализации основной
образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации ООП СОО МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского» являются:
-
становление и развитие личности учащегося,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность
к самоопределению;
-
достижение выпускниками планируемых
результатов.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих
основных
задач:
-
формирование российской гражданской
идентичности учащихся;
-
сохранение и развитие культурного разнообразия
и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация
права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
-
обеспечение равных возможностей получения
качественного среднего общего образования;
-
обеспечение достижения учащимися
образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО;
-
обеспечение реализации бесплатного образования
на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной
программы, а также внеурочную деятельность;
-
установление требований к воспитанию и
социализации учащихся, их самоидентификации через реализацию образовательных
программ, входящих в ООП;
-
обеспечение преемственности основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования;
-
развитие государственно-общественного
управления в образовании;
-
формирование основ оценки результатов освоения
учащимися основной образовательной программы, деятельности педагогических
работников;
-
создание условий для развития и самореализации
учащихся, для формирования здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни учащихся.
Принципы и подходы к формированию
основной образовательной программы среднего общего образования
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный
подход, который предполагает:
-
формирование готовности учащихся к
саморазвитию и непрерывному образованию;
-
проектирование и конструирование развивающей
образовательной среды;
-
активную учебно-познавательную деятельность
учащихся;
-
построение образовательной деятельности с
учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья учащихся.
Личностное, социальное, познавательное развитие
учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь
учебной, а процесс функционирования школы, отраженный в ООП СОО,
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования; содержания образования на уровне СОО; форм, методов, средств
реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения);
субъектов системы образования (педагогов, учащихся, их родителей (законных
представителей); материальной базы как средства системы образования, в том
числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего,
среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован
как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы
работы.
ООП СОО ориентируется на личность как цель, субъект,
результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий
для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
ООП СОО формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития учащихся 15-18 лет, связанных:
-
с формированием у учащихся системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций,
мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об
окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности
руководствоваться ими в деятельности;
-
с переходом от учебных действий к
учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные
устремления учащихся. Ведущее место у учащихся на уровне СОО занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием;
-
с освоением видов деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, с появлением
интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к
самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению
индивидуальной образовательной траектории;
-
с формированием у учащихся научного типа
мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами;
-
с самостоятельным приобретением идентичности;
повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим
реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом
устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Центральным психологическим новообразованием
юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение
жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа
«Я».
ООП СОО формируется с учетом принципа демократизации,
который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех
участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества,
личной ответственности в том числе через развитие органов
государственно-общественного управления МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского».
ООП СОО формируется в соответствии с требованиями ФГОС
СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов учащихся и
их родителей (законных представителей) при получении среднего общего
образования, включая образовательные потребности учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов (далее - ОВЗ), а также значимость данного
уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной
организации или образовательной организации высшего образования,
профессиональной деятельности и успешной социализации.
Общая характеристика основной
образовательной программы
ООП СОО разработана на основе ФГОС СОО, Конституции
Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные,
национальные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение
учащимися образовательных результатов в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне СОО и
реализуется ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три
раздела: целевой, содержательный и организационный.
ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме
выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, - 40 % от общего объема образовательной программы
СОО.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей
учащихся в ООП СОО предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие
различные интересы учащихся; внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по ООП СОО
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов учащихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных
областей ООП СОО на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение).
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь
ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов); юношеских общественных объединений, курсы
внеурочной деятельности по выбору учащихся; организационное обеспечение учебной
деятельности; обеспечение благополучия учащихся в пространстве МКОУ "СОШ х.Ново-Исправненского"; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает
возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении
нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.